Чтецы 2014

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter

Март - самый литературный месяц во Дворце пионеров. В течение двух недель здесь прошли фактически пять конкурсов чтецов: окружной и городской этапы конкурса декламаторов (представители школ и учреждений дополнительного образования соревнуются отдельно) и II Открытый конкурс исполнителей патриотических литературных произведений памяти Михаила Грызлова.

Михаил Грызлов - особое имя в истории культуры Курской области. Выпускник историко-педагогического факультета местного пединститута делом своей жизни избрал борьбу с преступностью. На его счету раскрытие многих самых громких, самых резонансных преступлений. Но большинство курян знали Михаила Николаевича по голосу (вероятнее всего, не подозревая кому он принадлежит) - трудно представить на протяжении многих лет какое-либо мероприятиев Курске, церемонию без низкого, бархатного тембра Грызлова: «Господа! Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин».

Собственно, зачастую голос принадлежал не Грызлову, а Юрию Михайлову, тоже истпедовцу (только помоложе), тоже офицеру МВД, ученику и другу Грызлова. Вот так переплелись судьбы и очень близкие тембры голосов. Михаил и Юрий никогда не мерялись - кто чтец №1… Они дружили, ценили возможность подставить плечо и вместе были горячими пропагандистами великой русской литературы и искусства художественного слова.


Поэтому, когда Михаила Николаевича не стало, Юрий Михайлов, (в это время уже педагог Дворца пионеров), заручившись абсолютной поддержкой директора Дворца пионеров Лидии Григорьевны Девяниной, стал главным мотором конкурса чтецов патриотических произведений.

Такой формат этого конкурса не случаен. Невозможно переоценить вклад Михаила Николаевича в пропаганду лучших образцов поэзии и прозы именно гражданского звучания.

Каковы же итоги этого многодневного чтецкого марафона. Конечно, можно было без проблем назвать фамилии лучших, но протоколы конкурсов давно обнародованы, а непонимание позиции жюри все равно остается. Должен подчеркнуть, что на протяжении многих лет перед каждым конкурсом отдел театрального воспитания проводит семинары с руководителями коллективов чтецов в школах и в учреждениях дополнительного образования, где подробно рассказывается о всех требованиях к исполнителям.

Однако, если даже судить по явку на эти консультации, то большинство руководителей считают, что он все уже знают…

Как результат можно рассматривать удивительную репертуарную бедность конкурсантов: главу «Война» из поэмы Рожденственского «210 шагов» читал каждый десятый конкурсант… Хотя первая задача педагога - мастера художественного слова, подтолкнуть соискателя титулов лауреата конкурса чтецов к запойному чтению лучших образцов отечественной литературы, перелопачиванию сотен авторов и тысяч произведений в поисках единственного стихотворения, наиболее точно выражающего индивидуальность конкурсанта.

Еще одно обстоятельство беспокоит всех членов жюри. Очень много чтецов просто не владеют звуком: отсутствие правильного дыхания, дефекты дикции, к сожалению, характерны для большей части участников конкурсов. И если про 5-6 летних можно сказать: «Они так трогательно шепелявят!..», то прослушав выпускника школы, хочется сделать замечание его педагогу…

И еще одно замечание, от которого трудно удержаться… Все мы знаем про психологические особенности подросткового возраста. Но мы знаем и о том, что рядом с юными чтецами находятся прекрасные опытные и требовательные педагоги. Но основное настроение, которое доминировало на протяжении всех 5 конкурсных дней было страдание на грани отчаянья! При том, что ни Шиллера, ни Байрона никто не читал… Очень бы хотелось, чтобы педагог неназойливо, но терпеливо объяснял юным дарованиям, что русская литература очень жизнеутверждающая по своему мировоззрению. Может быть, трудно вместить все ее богатство в эту, использованную мной формулу… Но и у педагога, надо полагать, не один день подготовки к конкурсу. Его сроки и условия доведены до организаторов в школах и учреждениях дополнительного образования еще в начале учебного года.

Не хотелось, чтобы коллеги-педагоги расценили эти наблюдения как критику в свой адрес. Повторюсь, что это всего лишь самые общие наблюдения. Но воспитание любви к родному языку, гордости за нашу великую русскую литературу оказывается весьма важной и эффективной составляющей, как показали события, которые у всех на устах, воспитания патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу страны.

{gallery}Chtecy2014:::0:0{/gallery}

Создание качественных сайтов любой степени сложности RODC: Сайт создать | Создание сайтов | Сделать сайт | Продвижение сайтов | Раскрутка сайта | Дизайн сайтов

Комментарии:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: