22.09.2017
Главная Педагогам Учебно-методические материалы Дворец пионеров и школьников – учреждение открытого и доступного качественного образования детей - 2016
 
Дворец пионеров и школьников – учреждение открытого и доступного качественного образования детей - 2016

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter

Еськова Ольга Валерьевна, заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска

Дворец пионеров и школьников –

учреждение открытого и доступного

качественного образования детей

На заседании правительства 21 января 2016 года Дмитрий Медведев говоря о доступности дополнительного образования для детей, предлагал активнее привлекать в эту сферу частный бизнес. Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ: «С приходом частного бизнеса появляется и разумная конкуренция, а это всегда повышает качество предоставляемых услуг..»

 МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» -  это учреждение открытого и доступного качественного образования детей, которое живет и работает в условиях  конкуренции.

Конкурентоспособность образовательного учреждения – это его способность быть выделенным среди других аналогичных образовательных учреждений в силу наилучших социально – экономических показателей, таких как качество обучения, формы и методы обучения, условия, месторасположение, престиж, реклама и др.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников г. Курска» - это учреждение открытого и доступного качественного образования, учреждение конкурентоспособное с историей длинною в 80 лет, со своими традициями и инновациями.

Миссия Дворца пионеров и школьников: «Дворец – друг  ребенку, помощник – семье, пространство творческого сотрудничества для педагогов  и союзник всем образовательным учреждениям».

Дворец  обеспечивает достижение миссии в сочетании с целями деятельности:

- создание условий в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития каждого ребёнка, его самореализации и успешности;

- подготовка  выпускника,  обладающего современными компетенциями;

- развитие и совершенствование социального партнерства в решении вопросов воспитания детей и развития профессионализма педагогов;

- создание новой информационной образовательной среды, основанной на современных информационных технологиях;

- трансляция позитивного опыта для других образовательных учреждений.

         Основным видом деятельности Учреждения является:

- реализация дополнительных общеобразовательных   общеразвивающих программ.

 Образовательный процесс   осуществляется по 152   программам по 6 направленностям.

В том числе  8  комплексных программ, которые реализуются в студиях. 12 программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающие инклюзивное, интегрированное обучение и индивидуальное на дому. 

Анализ классификации программ позволяет сделать вывод о том,

 что наибольшее их количество  относится к  художественной направленности – 52 %.  

По степени авторства: 98%  - программы модифицированные, авторские программы составляют всего 2%.       

Проводя анализ образовательных программ по критерию продолжительности их освоения преобладают  двух и трёхгодичные – 26% и 32 % соответственно.   3 программы -  краткосрочные  для  переменного состава обучающихся, которые реализуются для школьников общеобразовательных учреждений г. Курска.

Сверх установленного муниципального задания, в соответствие с Уставом Учреждения,  во Дворце пионеров и школьников оказываются платные дополнительные образовательные услуги:

- реализуется 28 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (обучается 303 ребенка),

- проводятся логопедические и коррекционно-развивающие занятия,

- учебно-тематические, культурно-познавательные и образовательные экскурсии, экскурсии в Музей космонавтики им. Николая Слепцова,

-организуются и проводятся показательные выступления, концерты, конкурсы, выставки, спектакли.

В  рамках  реализации  Концепции  развития дополнительного образования детей на период до 2020 года,

соответственно статусу учреждения дополнительного образования детей во Дворце пионеров и школьников предусмотрены свобода выбора учащимися образовательной области, типа и вида деятельности, образовательной программы, форм и сроков ее освоения, реализация индивидуальных образовательных траекторий, творческий характер образовательной деятельности.

 Во Дворце пионеров и школьников   созданы условия, обеспечивающие комфортное пребывание в ней учащихся с различными запросами и уровнем подготовки, позволяющие им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений:

- широкий спектр общеобразовательных общеразвивающих программ,

- выбор педагога, который  может составить расписание занятий  с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка и пожеланий родителей. Дворец работает  7 дней  в неделю с 8.00 до 20.00,

- удобное расположение здания и транспортная  доступность (расположенность остановок, пешеходный переход),

- у каждого ребенка есть уникальная возможность реализовывать  и удовлетворять творческие потребности,  возможность повышать самооценку, возможность неформального общения со сверстниками и педагогами,

- решается проблема досуга. 

Формами организации детей во Дворце пионеров и школьников являются детское объединение, студия, школа, театр, ансамбль, клуб, военно-патриотический отряд, поисковый отряд. Из 121 детских объединений (509 учебных групп) более половины  являются творческими коллективами с многолетней историей и традициями. Среди них 10 детских образцовых коллективов: хореографическая студия «Виктория», ансамбль народного танца «Задорный каблучок», студия эстрадного пения «Лель», театр-студия «Арлекин», «Изостудия», музыкальный театр «Муравейник», театр моды «Каприз», студия академического вокала «Улыбка», фолк-студия «Макоша», театр «Каскад».

      В здании Дворца пионеров и школьников,  в  Парке пионеров,  на Посту №1, 45 представительских площадках

обучается 7720 детей и подростков (основной состав), 7441 человек (переменный состав).

Формы образовательного процесса разнообразны,   подбираются педагогами  с учетом особенностей детей, целей, задач  и направлений образовательной программы:

-изготовление предметов декоративно-прикладного и технического творчества,

- создание компьютерных программ,

- поисковые экспедиции,  

- реализация исследовательских проектов,

- пресс-конференции,

- тематические дискуссии,  

- репетиции и выступления на концертах.

- Благодаря тому, что Дворец пионеров имеет свой автотранспорт, у обучающихся есть возможность выезжать за пределы города в познавательные и творческие поездки, участвовать   в фестивалях, конкурсах, соревнованиях разного уровня.

- Более 30 лет в городе Курске работает Пост №1. Учащиеся школ города и Дворца пионеров  ежедневно несут вахту Памяти у Вечного огня на Мемориале Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

- На базах детских оздоровительных образовательных центров города Курска обучающиеся и педагоги  принимают участие в работе профильных  лагерных смен:

 военно-патриотическая  смена «Юный патриот»,

«Созвездие талантов» для одаренных детей, 

«Аргон» для детей  активистов детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.

Работа ведется в течение всего календарного года.

Обучение по многим программам (более 50 %)   предполагает участие учащихся в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности, ориентировано на развитие талантливых детей (в базу данных одаренных детей включено 243 ребенка), их допрофессиональную подготовку (максимально активное включение в практическую деятельность, проработка перспективы достижения повышенного образовательного уровня в избранном виде деятельности), ориентированную на продолжение обучения в профильных средних профессиональных и высших образовательных учреждениях. 

Основой воспитательной политики Дворца пионеров и школьников является Воспитательная программа 

Цель которой: создание условий для воспитания творческой личности, нравственно здоровой, обладающей культурой познания и поведения, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

Процесс воспитательной деятельности строится через участие и реализацию  комплексно-целевых и городских воспитательных программ по следующим направлениям:  

- Духовно-нравственное воспитание («Эрудит», «В волшебном мире книг»)

- Эмоционально-эстетическое воспитание («Фестиваль», «Праздник круглый год»)

- Экологическое воспитание («ЭКОМЫ»)

- Патриотическое воспитание («Патриот», «Дорогами подвигов и славы»)

- Социально-ориентированное воспитание («Мой выбор»,  «Мы можем все», «ЮНПРЕСС», «Школа светофорных наук», «Перспектива»).

В последнее время учебно-воспитательный процесс   не может обойтись без особой культуры поддержки и помощи ребенку. 

Для психолого-педагогического сопровождения, как совместного проектирования деятельности   образовательной среды во Дворце пионеров в 2001 году была организована Психологическая служба

        Организуется работа по следующим направлениям:

-           диагностика (с учащимися, с родителями, с педагогами)

-           консультирование

-           развивающая работа (индивидуальная и групповая)

-           коррекционная работа (индивидуальная и групповая)

            - работа с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, по результатам которой   у 64% детей отмечается полная реабилитация, у 36 % - положительная динамика

            - сопровождение одаренных детей в рамках реализации программы по поддержке талантливых детей «Успех»

         - Для поддержания гармоничного развития личности ребенка выстраивается «треугольник взаимоотношений»: педагог – психолог – родитель.   В связи с этим большое внимание уделяется психологическому просвещению педагогов и родителей.

Ежегодно в среднем  проводится  700 консультаций, 300 коррекционно-развивающих занятий с учащимися,  в рамках диагностики педагоги-психологи исследуют уровень удовлетворенности образовательными услугами. 

Вся работа проводится по запросам педагогов, родителей и учащихся в соответствии с планом работы психологической службы.

Предпрофильное   обучение и воспитание старшеклассников в предметной области «психология»  реализуется в психологических клубах и в рамках Городской воспитательной  программы  «Перспектива».  

         Программа «Перспектива» состоит  из 8 этапов и завершается детской научно-практической конференцией по психологии «Я познаю мир».       

         Ежегодно в программе принимают  участие  около 800  (восьмисот) человек  из школ города Курска.

Определение результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ   и качества подготовки учащихся в учреждении рассматривается через  результаты участия в соревновательных мероприятиях, массовой работе учебного характера, в учебно-исследовательской деятельности, через творческие достижения учащихся.

Ежегодно   копилка результативности Дворца пионеров и школьников пополняется:   51% от всех обучающихся   - победители различных конкурсно - соревновательных мероприятий, в течение года ребята участвуют  в более 700  (семистах)  массовых мероприятиях. 

В современных условиях от умения руководителя учреждения дополнительного образования провести маркетинг зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, сохранность, развитие и микроклимат педагогического коллектива.  

Управление нашим учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом является руководитель Учреждения - директор, который осуществляет текущее руководство его деятельностью.

Во Дворце пионеров и школьников формируются и действуют следующие коллегиальные органы управления:

- общее собрание работников;

- педагогический совет;

- попечительский совет.

Поскольку качество и результативность работы учреждения в определённой степени зависит от его кадрового потенциала, от профессиональной педагогической компетентности, творческой активности сотрудников, в деятельности Дворца пионеров и школьников  большое внимание   уделяется кадровой политике, Педагоги были и остаются ключевыми фигурами современной модели развития Дворца пионеров и школьников.

В последние 2 года в связи с реорганизацией МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» в форме присоединения к нему МКОУ ДОД «Детско-юношеский центр имени Н. Г. Преснякова» и МБОУ ДОД «Детский (подростковый) центр» коллектив Дворца пионеров значительно увеличился.  Были  введены новые необходимые для дальнейшего функционирования учреждения должности: звукооператор, экономист, инспектор по кадрам, оператор ЭВМ. 

Но в 2014-2015 учебном году в деятельности нашего учреждения значительное место  заняла    работа по оптимизации   кадровых, организационных    ресурсов.

 На данный момент  в учреждении работает 187 педагогических работников. Из них 113 педагогов дополнительного образования, 39 педагогов-организаторов, 6 методистов, 7 педагогов – психологов, 11 концертмейстеров, 2 учителя логопеда.

Следует отметить, что  коллектив нашего учреждения достаточно стабилен, профессионален, имеет свои традиции, находится в постоянном   творческом поиске.   Из педагогических работников 68% -женщины, но и что не мало важно, 32% - это мужчины!!! Средний возраст коллектива – 44 года, 18% от общего числа работающих – молодые специалисты, возраст которых до 35 лет. Молодые педагоги входят в состав Совета молодых педагогов, Совета отцов, в профсоюзный комитет, ежегодно участвуют в фестивале работающей молодежи «Юность». Педагоги принимают активное участие, становятся  призерами и победителями в мероприятиях для работников образования, соучредителями которых являются городской и областной комитеты профсоюзов: конкурс профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», смотр художественного самодеятельного творчества, туристический слет работников образовательных учреждений.

Во Дворце пионеров и школьников ведется работа по подготовке к внедрению профессионального стандарта. Прежде всего это  организация обучения и аттестации  работников. 
        Имеют среднее специальное и среднее образование – 31человек, высшее  образование – 156 человек.

Все административные работники прошли курсовую подготовку  «Менеджмент в образовании»

В 2015 году 

- 11 педагогов закончили    обучение в Курском государственном университете  по дополнительной образовательной  программе «Образование и педагогика (педагог дополнительного образования)»;

- 7 педагогов прошли переподготовку в Курском институте развития образования,

- в настоящее время 5 педагогов продолжают обучение 

- 8 педагогов  – учатся в вузах, получая   высшее или среднее специальное образование, в том числе педагогическое.

Особое внимание  уделяется аттестации педагогических работников Дворца пионеров и школьников.

В настоящее время   

- имеют высшую квалификационную категорию -  54 педагога;

- 1-ю  квалификационную категорию - 39 педагогов.

Повышение профессионального, методического и общекультурного уровня  педагогических работников Дворца осуществляется через систему научно-методической  работы, которая включает в себя организацию деятельности 12 методических объединений, Научно-методического совета, Экспертного совета, Совета по качеству.

- Пополняется и обновляется банк дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направлениям деятельности,

- осуществляется их методическая экспертиза и рецензирование,  

- совершенствуется  система педагогического мониторинга, которая  позволяет отслеживать динамику качества образовательно-воспитательного процесса, степень удовлетворения образовательных потребностей учащихся, профессиональную компетентность педагогов.

Во Дворце пионеров и школьников ведется работа над единой методической темой: «Развитие внутренней оценки качества образовательных услуг, ориентированной  на достижение личностных и социально значимых образовательных результатов  учащихся». 

        Разработан методический инструментарий оценки качества, позволяющий  оценивать и фиксировать промежуточный и итоговый контроль учащихся, результативность образовательного процесса,  реализуемых программ,  массовых мероприятий.

Факторами развития  компетентности и личностно-профессионального роста педагогов на современном этапе являются инновационная деятельность,  ориентация на научное обеспечение  образовательной деятельности, широкое привлечение Интернет-ресурсов, сотрудничество с учеными-практиками. 

В этом аспекте с 2012 года  ведет свою работу стажировочная площадка Курского института развития образования на базе Дворца пионеров и школьников. Чтобы стать такой площадкой, наше учреждение старается сохранять лидирующие позиции в профессиональной среде и в социуме:   педагогический коллектив постоянно работает в режиме поиска -  обеспечивает создание и использование инноваций в  образовательном  и методическом процессах. 

Дворец пионеров и школьников  обладает научно-методическим, кадровым, материально-техническим потенциалами, чтобы реализовать одну из главных задач стажировочной площадки - распространение инновационного опыта.

Ежегодно проводится более 10 площадок с различной тематикой через которые проходит до 200  (двухсот) слушателей, где  участвуют педагоги Дворца. В 2015 году наше учреждение принимало участие   в фестивале стажировочных площадок, посвященном 80-летию Курского института развития образования, представляя  портфолио-презентацию опыта работы по данному направлению:  «Стажировочная площадка – важный фактор   повышения квалификации  педагогических  работников» и  творческую презентацию опыта работы  площадки  на гала-концерте.

Одной из эффективных форм методической работы и   активной формой презентации деятельности образовательного  учреждения остаются педагогические чтения.

С января 2000 года во Дворце пионеров и школьников при поддержке комитета образования г. Курска и участии главных и ведущих научных сотрудников  Института психолого-педагогических проблем детства РАО  города Москвы,  ученых Курского государственного университета, Курского института развития образования проводятся ежегодные Брудновские чтения для педагогов Дворца пионеров и других учреждений дополнительного образования детей, посвященные памяти Алексея Константиновича Бруднова.

Инициатива проведения ежегодных педагогических чтений и вручения премии имени А.К. Бруднова педагогам учреждений дополнительного образования принадлежит  Лидии Григорьевне Девяниной.

С 2014 года данное мероприятие носит статус Всероссийский и проходит в рамках педагогического Фестиваля «Берега детства».

В ходе педагогических чтений в  инновационных формах

принимают участие педагоги Дворца пионеров и школьников, других учреждений дополнительного образования  города Курска и Курской области. Это:

- подиумные дискуссии

- открытые занятия

- мастер-классы

- творческие мастерские

- презентации стендовых докладов

- главный итог проведения педагогических чтений – издание тематического сборника

Также организуются  выставка методических материалов, тематические выставки: «Растим патриотов России», выставка творческих работ, творческих достижений учащихся Дворца пионеров и школьников.

Обеспечение инновационного развития учреждения осуществляется за счет реализации инновационных образовательных проектов. Участие в  грантовом конкурсе  на лучший инновационный  образовательный проект в  системе дополнительного образования детей  в рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования Курской области»:  «Шаг к профессии - Родину защищать: современные подходы к военно-патриотическому воспитанию  во Дворце пионеров и школьников г. Курска»,  который признан победителем 

и отмечен премией.  В ноябре 2015 году  был представлен проект       «Музей космонавтики Николая Слепцова Дворца пионеров и школьников г. Курска как стартовая площадка развития технического творчества детей»

 В рамках сотрудничества  с научно-методическим центром г. Курска ежегодно на базе Дворца пионеров совместно проводятся городские семинары для педагогов дополнительного образования, методистов  учреждений города.

 Очень престижной формой обобщения и распространения педагогического опыта являются конкурсы профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», конкурсы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Прослеживая динамику развития участия большей части педагогического коллектива  в творческой, практической деятельности, следует отметить роль администрации   в мотивации,  поддержке педагогов и создании условий для проявления инициативы членами коллектива.

Мы не утверждаем, что решили все вопросы, связанные с созданием конкурентоспособного учреждения дополнительного образования детей.

Дворец пионеров и школьников работает в режиме открытой образовательной системы, поэтому мы готовы к творческому сотрудничеству всех заинтересованных лиц.

Двери Дворца пионеров и школьников открыты всегда!

Создание качественных сайтов любой степени сложности RODC: Сайт создать | Создание сайтов | Сделать сайт | Продвижение сайтов | Раскрутка сайта | Дизайн сайтов

Комментарии:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: