24.06.2017
Главная Педагогам Учебно-методические материалы Методическая разработка «Компетентностный подход - как целевая ориентация образовательного процесса на формирование определенных компетенций у учащихся общего и дополнительного образования» - 2016
 
Методическая разработка «Компетентностный подход - как целевая ориентация образовательного процесса на формирование определенных компетенций у учащихся общего и дополнительного образования» - 2016

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter

Концепция модернизации российского образования,  Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Одной из причин, явилось вхождение России в Болонский процесс.

В первую очередь европейские страны поставили перед собой задачу достичь такой степени прозрачности образовательных систем, чтобы для каждого работодателя было понятно, какими умениями и навыками обладает человек, получивший образование в любой стране.

В понятии компетентности  есть три основных компонента:

 первый - знание;

второй - методология применения этих знаний, владение этой методологией;

третий - практический навык.

Согласно ФГОС второго поколения в средней и старшей школе должен быть сформирован и развит новый тип учебной деятельности, благодаря которому через самообразование и саморазвитие происходит сознательное выстраивание учащимся индивидуальной образовательной траектории на базе общего учебного курса.  [2, c. 7, 16].

 В систему требований к личностным и метапредметным действиям учащихся,  входят умения видеть противоречия в процессах, выявлять проблемы, формулировать гипотезы, проводить исследования, отбирать материал по критериям, организовывать выводы в универсальной доступной форме в виде таблиц, графиков, схем, участвовать в успешном учебном сотрудничестве.

Учреждения дополнительного образования должны  готовить учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Дополнительное образование детей -  структурная часть существующей системы общего образования, способствующей достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

 Сущностные  признаки  компетентности:

- постоянно изменяющиеся,  (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);

- ориентированы на будущее,  (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности,  с учетом требований будущего);

-  имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

-  пpоявляются в умении осуществлять выбор,  исходя из знания себя в конкретной ситуации;

- в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.

 Принципы компетентностного подхода заключаются в том, чтобы развить у учащихся способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учащихся.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе,  с учетом возрастных особенностей детей.

 Цели компетентностного подхода:

 - научить учиться, решать проблемы в учебной деятельности,  то есть выбирать нужные источники информации, ставить цели познавательной деятельности,  искать и находить лучшие способы достижения поставленных целей;

- организовывать деятельность, уметь оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учащимися;

-  научить находить выход из ключевых проблем современной жизни: политических, экологических, межкультурных, то есть разрешать аналитические проблемы;

-  научить объяснять существующие явления действительности, их причины,  сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть разрешать познавательные проблемы;

- научить разрешать аксиологические проблемы, то есть,  ориентироваться в мире духовных ценностей, которые отражают разные мировоззрения и культуры;

-  научить искать выход из проблем, которые связаны с осуществлением определенных социальных ролей (гражданина, избирателя, пациента, потребителя, члена семьи, организатора и других);

- научить решать проблемы, являющиеся общими для разных видов профессиональной и другой деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.д.);

-  научить решать проблемы, касающиеся профессионального выбора, а также,  подготовки к последующему обучению в образовательных организациях.

 В образовательном процессе,   в рамках компетентностного подхода,   применяются рационально-образовательные технологии, которые  направлены на формирование:

-  учебных компетенций (наличие системы знаний, умений, способов по глубокому усвоению различных областей науки (дисциплин), способность и умение личности творчески осмысливать информацию и рационально мыслить);

-  исследовательских компетенций (формирование операционных, тактических, стратегических исследовательских умений, развитие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся).

 В формировании компетенций,    выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

-  ценностно-смысловая -   в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом;

- общекультурная  круг вопросов, в которых учащийся  должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени;

-   учебно-познавательная - совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, умения  отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;

-  информационная - при помощи реальных объектов:  (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копировальные приборы);   и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) -  формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её;
- коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др;
- социально-трудовая - означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности:    (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении, умении анализировать ситуацию на рынке труда, действовать,  в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

- личностного самосовершенствования - освоение способов физического,  духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, соблюдении правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Компетентностный подход в образовательном процессе  в  дополнительном образовании:

 - это пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий. Педагогу  соответственно нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области:

- переформулировка целей образования, на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;

-  изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся в зависимости от их личных склонностей и интересов, в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;

-  отказ от традиционных процедур оценивания учащихся.

 Компетентностный подход в развитии способностей детей в дополнительном образовании  предполагает обучить ребенка различным способам осуществления деятельности, самостоятельным выбором способа деятельности при решении возникающей проблемы.

Помимо предметных,  узкопрофильных,  к рисованию, прикладному, техническому  творчеству и т.д.   при компетентностном подходе в обучении    у учащихся развиваются способности:  к разрешению проблем,  технологические,  коммуникативные,  креативные,  рефлексивные,  к самообразованию, к использованию информационных ресурсов,  к социальному взаимодействию.

   В каждой,  из принятых ключевых компетентностей,   возможно выделение трех основных составляющих, подлежащих оценке:

-  знания и умения в овладении основными понятиями и процедурами данной сферы;

-  ситуационное поведение, обуславливающее корректные действия человека при возникновении тех или иных ситуаций;

-  способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций, в том числе самого себя,  как действующего участника ситуаций,  (рефлексивная составляющая деятельности).

 В  системе дополнительного образования  можно определить следующие ступени развития компетенций учащихся:

-1-я ступень (возраст 5-9 лет) - формирование базовой культуры и базового образования;

- 2-я ступень (возраст 9-14 лет) - формирование предметных компетенций, качеств и ценностей Человека культуры (гражданские, творческие, нравственные, практические);

- 3-я ступень (возраст 14-16 лет) - развитие ключевых компетенций: коммуникативных,  креативных, социальных, здоровьесерегающих, на основе реализации предметных компетенций;

 4-я ступень (возраст 16-18 лет) - развитие общих компетенций: (адаптация, социализация, интеграция в социум, самореализация) на основе реализации ключевых и предметно-фундаментальных компетенций.

 При внедрении компетентностного подхода в образовании произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения.

Литература

1. Колерова Ю. М. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ.] /  Ю. М. Колерова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург,май 2013 г.).  - СПб.: Реноме, 2013. — С. 90-94.

2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М., 2012.

3. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. М., 2012.

3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. М., 2012.

4.  ФГОС. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.,

2011.

5. ФГОС. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М., 2011.

6.  Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие.  Хуторской А.В. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 г. (Серия «Новые стандарты»).

 

Балахнина О.И., педагог дополнительного образования, 2016 г.

Создание качественных сайтов любой степени сложности RODC: Сайт создать | Создание сайтов | Сделать сайт | Продвижение сайтов | Раскрутка сайта | Дизайн сайтов

Комментарии:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: