«Что такое «адаптация» или как помочь дошкольнику привыкнуть к занятиям?» - Апатенко Я.Н. - 2021 | Психолого-педагогическое сопровождение | Педагогам | МБУ ДО ''Дворец пионеров и школьников г.Курска''
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

«Что такое «адаптация» или как помочь дошкольнику привыкнуть к занятиям?» - Апатенко Я.Н. - 2021

 

«Что такое «адаптация» или как помочь дошкольнику привыкнуть к занятиям?» /Апатенко Я.Н., изображение №1
 

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Процесс сопровождается изменением привычной для него обстановки, режима дня, встречей с новыми детьми и педагогами, появлением новых видов деятельности.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей малыша, его темперамента, физического и психического здоровья, от правильного подхода взрослых к привыканию детей, культурно-гигиенических навыков.

Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания. Поэтому нужно не ругать малыша, а поддерживать его эмоционально, постоянно говорить о своей любви к нему, помогать осознать его новое социальное положение (взросление).

Как подготовить ребенка к занятиям?

- Соблюдайте режим дня.

- Создайте в семье доброжелательную обстановку. Уделяйте как можно больше внимания ребёнку, будьте с ним особенно ласковыми и заботливыми!

- Учите ребёнка общению с детьми и с взрослыми. Познакомьте ребёнка с другими детьми. Предлагайте ему поиграть вместе с ними, приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться игрушками. Дома спрашивайте малыша, как он играл с детьми, как их зовут. Старайтесь, чтобы ребёнок имел возможность общаться со взрослыми, умел обращаться к ним с просьбой. Учите его здороваться и прощаться со взрослыми, выражать благодарность («спасибо», «пожалуйста»), выполнять элементарные правила поведения в помещении и на улице.

- Создайте в восприятии ребёнка положительный образ образовательного учреждения. Познакомьте малыша со зданием, с его территорией. Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, чем он будет заниматься на занятиях. Накануне посещения занятий, ведите себя спокойно, ведь ваша тревожность передаётся ему, что может отрицательно воздействовать на процесс адаптации.

- Заранее готовьте ребёнка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли на занятия. Мы будем ходить на работу, а ты – на занятия. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим».

- Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.

- Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

- Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.

- Учите ребенка самостоятельности.

Как не нужно вести себя родителям в период адаптации

«Что такое «адаптация» или как помочь дошкольнику привыкнуть к занятиям?» /Апатенко Я.Н., изображение №2
 

· В присутствии ребенка говорить с тревогой о предстоящих занятиях и всячески запугивать («будешь себя плохо вести, тебя выгонят», «будешь плохо стараться, будут ставить двойки» и т.д.).

· Мешать его контактам с детьми в группе.

· Увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.

· Конфликтовать с ним дома.

· Наказывать за капризы, слезы на занятиях.

· В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.

· Не обращать внимания на изменения в настроении, отклонения в обычном поведении ребенка.

· Игнорировать педагогов, не считая нужным рассказать о некоторых особенностях характера, поведения или здоровья ребенка.

Адаптация прошла успешно, если у детей наблюдается глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, спокойное, бодрое, веселое настроение в момент расставания и встреч с родителями, адекватное отношение к предложениям взрослых и общение с ними по собственной инициативе, умение общаться со сверстниками без конфликтов.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter