Шаг к профессии - Родину защищать | Конкурсы | Педагогам | МБУ ДО ''Дворец пионеров и школьников г.Курска''

Шаг к профессии - Родину защищать

Инновационный  образовательный проект

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Тема: «Шаг к профессии - Родину защищать: современные подходы к военно-патриотическому воспитанию  во Дворце пионеров и школьников г. Курска»

(посвящается 70-летию Победы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1942 гг) »


МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска » в ноябре 2014 года принимал участие в  грантовом конкурсе  на лучший инновационный  образовательный проект в  системе дополнительного образования детей, который проводился  в рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования Курской области »


Конкурс проводился с целью повышения качества образовательного процесса в  системе дополнительного образования детей, внедрения  и развития инновационных процессов в условиях модернизации дополнительного образования детей Курской области.

Дворец пионеров и школьников г. Курска представил инновационный  образовательный проект «Шаг к профессии - Родину защищать : современные подходы к военно-патриотическому воспитанию  во Дворце пионеров и школьников г. Курска» (посвящается 70-летию Победы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1942 гг)

Конкурсной экспертной группой из 5 учреждений дополнительного образования детей, участников финала, отмечен инновационный  образовательный проект МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», в котором, по заключению экспертов,   «убедительно представлен опыт развития информальной профессионально-образовательной среды военно-патриотической направленности, разработан комплексный образовательный маршрут по военно-исторической, краеведческой, начальной военной подготовке, раскрыто развитие взаимодействия с социальными партнерами в вопросах военно-патриотического воспитания и профессионального самоопределения школьников, предусмотрено создание условий для профессионального роста педагогов, осуществляющих военно-патриотическое образование».

В соответствии с приказом комитета образования и науки Курской области от 05.11.2014 г. №1-1074 «Об итогах проведения грантового конкурса  в  системе дополнительного образования детей» МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» признан победителем конкурса.



Общее описание образовательного проекта

Приоритетом образования в ХХI веке  становится воспитание личности, которое начинается с формирования мотивации к познанию,  творчеству, труду, спорту, а главное, - с приобщения к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан снижают  воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Поэтому особую актуальность для современного российского общества, переживающего выход из кризиса, приобретает  проблема патриотического воспитания, которая принимается и поддерживается сейчас как ведущая и доминирующая во всей системе образования. Это одно из современных направлений и в деятельности образовательных  учреждений дополнительного образования.

Морально-нравственный климат в современном обществе в целом, по словам В.В. Путина, складывается из того, «как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Прочным фундаментом будущего  страны Президент называет  патриотизм, патриотическое воспитание детей и молодежи. В связи с этим  современного осмысления требует  само слово «патриотизм».

Принимая во внимание  толкование в словарях слова «патриотизм»,  как «отечество, родина», и, исходя из  понимания   современного  национального воспитательного идеала,  мы придаем этому понятийному  толкованию не только педагогическое, но и политико-воспитательное значение.  Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Такое понимание данной категории способствует переводу в качественно новое состояние содержание дополнительных образовательных программ, созданию необходимых условий для развития и совершенствования системы работы по военно-патриотическому  воспитанию  подрастающего поколения. Патриотическое воспитание  определяется «как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

В Курской области систематически и целенаправленно проводится работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава населения региона и связанное с ним многообразие национально-этнических культур, формируется у населения высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  В 2013 году Курская область заняла II место в Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

В городе Курске большое внимание уделяется развитию системы военно-патриотического воспитания, включающей в себя следующие направления: деятельность военно-патриотических отрядов и клубов, кадетских классов, поисковая и музейная работа.

Дворец пионеров и школьников города Курска на протяжении многих лет является инициатором социально-значимых мероприятий, таких как городские целевые воспитательные программы и комплекcно-целевые программы по патриотическому воспитанию «Дорогами подвига и славы», «Праздник круглый год», «Семья – основа всех начал», «Наши таланты – родному краю», «Эрудит», «Провинция», «Каникулы», «Патриот», лично-командное Первенство по туризму памяти Героя России А. Хмелевского, кружковца Дворца пионеров и школьников, праздник, посвященный Дню юного героя-антифашиста, открытая детская краеведческая конференция «Я Родину люблю», конкурс военно-патриотической песни памяти Героя России А. Хмелевского… и многие другие., праздничный концерт «Салют, Победа!», посвященный Дню Победы», экскурсии обучающихся детских объединений по историческим местам и местам Курской битвы (Южный и Северный фас Курской Дуги).

Реорганизация  Дворца пионеров и школьников  в 2013 году  в форме присоединения к нему муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр имени Н.Г. Преснякова» расширила партнерские взаимоотношения и  направления деятельности по военно-патриотическому воспитанию с целью усиления сетевого взаимодействия.

Пост №1 – центр военно-патриотического воспитания города Курска – города воинской славы. На протяжении 30 лет продолжается традиция несения Вахты памяти у Вечного огня на Мемориале «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 2011 году Пост №1 стал победителем в конкурсе общественного признания «Человек года 2010» «Курская антоновка»  в номинации «Сохранение патриотических традиций Курского мемориала павших в годы войны». В рамках  30-летнего юбилея  Поста № 1 прошла  Всероссийская научно-практическая конференция по военно-патриотическому воспитанию «Воспитание юных патриотов: исторический опыт, социальное значение, педагогические перспективы».

В структуру Дворца пионеров и школьников города Курска  входят 15 военно-патриотических отрядов, объединяющих 600 подростков.  Более 450 обучающихся несут Вахту памяти у Вечного огня.

Вместе с тем, созданная система патриотического воспитания функционирует не совсем эффективно:  недостаточна современная материально-техническая база, методическое обеспечение, подготовка кадров, отсутствуют стабильные отношение с партнерами по военно-патриотической направленности и в городе Курске, и за его пределами.

В целевой программе «Духовно-нравственное воспитание детей в образовательных учреждениях города Курска» на 2012-2014 годы среди прочих проблем, требующих решения, были названы:

- проблемы формирования социальной ответственности в процессе гражданского и патриотического воспитания;

- низкий уровень ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, рост количества обучающихся, склонных к употреблению наркотических /токсических/ алкоголесодержащих веществ и табакокурению;

- высокий процент подростков, состоящих на всех видах профилактического учета;

- падение общего уровня авторитета института семьи, проблемы в реализации мероприятий, способствующих приобщению детей города Курска к духовным и нравственным общечеловеческим семейным ценностям в образовательных учреждениях.

Помимо этого, в практике работы по военно-патриотическому воспитанию системный подход зачастую качественный подход подменяется количественным, что приводит к формальному отношению детей к патриотизму.

Анализ педагогической деятельности по данному вопросу способствовал выявлению следующих противоречий:

- между растущими требованиями современного общества к военно-патриотическому воспитанию и недостаточно эффективными традиционными формами работы;

- между значимостью профессии военного и недостаточной разработанностью механизмов подготовки школьников к освоению данной профессии в системе дополнительного образования детей.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема: какова должна быть работа по военно-патриотическому воспитанию, и при каких условиях она будет эффективна.

Эта проблема и определила тему проекта:  «Шаг к профессии: Родину защищать»: современные подходы к военно-патриотическому воспитанию  во Дворце пионеров и школьников г. Курска.


Новизна проекта.

Работа по военно-патриотическому воспитанию будет эффективна при реализации информального (спонтанного, самостоятельного) обучения, которое становится актуальным и востребованным  в современном обществе. Современное образование не может заключаться только в изучении определенных учебных дисциплин, работы с установленной литературой. Новое информационное общество требует от человека большой мобильности, личного участия в любой активной работе, ставит новые задачи перед оценкой уровня знаний и приобретенных навыков.  Поэтому индивидуальная творческая и любая активная работа и увлечения школьников должны учитываться наравне с базовым обучением. Информальное (спонтанное) образование – индивидуальная познавательная деятельность, это фактор развития ребенка, потому что оно реализуется за счет собственной активности ребенка через общение, досуговую деятельность, посещение учреждений дополнительного образования. Знания и навыки в военно-патриотической работе нельзя приобретать только сидя за школьной партой, нужно конкретное практическое участие в этой области. Поэтому информальное обучение в вопросах военно-патриотической направленности предполагает создание условий для поиска каждым ребенком своего места в социуме, а также соотнесения себя с нравственными, патриотическими ценностями.

Новизна проекта заключается в выполнении функций:

- создание ситуации спонтанного образования (за пределами стандартной образовательной среды);

- создание обстановки, побуждающей к поиску ответов на проблемные вопросы;

- мотивация на личный интерес к военно-патриотической деятельности, военной профессии;

- более полное удовлетворение образовательных потребностей школьников.


Цель проекта: создание информальной профессионально-образовательной среды военно-патриотической направленности во Дворце пионеров и школьников города Курска.


Задачи:

- дальнейшее развитие Поста № 1 как центра по военно-патриотическому воспитанию школьников;

- разработка и внедрение комплексного образовательного маршрута по военно-исторической, краеведческой, начальной военной подготовке;

- развитие взаимодействия с социальными партнерами в вопросах военно-патриотического воспитания и профессионального самоопределения школьников;

- создание условий для профессионального роста педагогов, осуществляющих военно-патриотическое образование;

- совершенствование материально-технической базы, в том числе создание базы для организации военно-спортивных занятий;


Методологическими и теоретическими основами проекта являются: аксиологический (В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, М.Н. Костикова), культурологический (М.М. Бахтин, О.В. Долженко, Д.С. Лихачев, В.А. Разумный), гуманистически ориентированный (Р.А. Валеева, В.М. Меньшиков, Т.В. Цырлина) подходы к изучению социально-педагогических явлений; основные положения образования и воспитания (Э.Д. Днепров, И.Ф. Лихачев, Л.И., Пашков, В.А. Сластенин); идеи социализации и социальной активности личности (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов).


Этапы и содержание работы:


I. Теоретико-методологический: 2013-2014 учебный год

1. Изучение и анализ проблем военно-патриотического воспитания на всероссийском, региональном и муниципальном уровнях через изучение нормативных документов, проведение Всероссийской научно-практической конференции по военно-патриотическому воспитанию «Воспитание юных патриотов: исторический опыт, социальное значение, педагогические перспективы», мониторинг работы  военно-патриотических отрядов Дворца пионеров и школьников.

2. Изучение запросов, интересов школьников с целью  создания благоприятных условий для их самореализации и самодвижения в военно-патриотической деятельности.

3. Поиск партнеров по сетевому взаимодействию, заключение  договоров о сетевом  взаимодействии и сотрудничестве с общественными  организациями: Курская областная молодежная патриотическая общественная организация центр «Поиск», Курское региональное отделение межрегиональной общественной организации ветеранов воздушно-десантных войск «Союз десантников»,  Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Центрального округа города Курска, Совет ветеранов войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов Сеймского округа города Курска, Курский областной Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Железнодорожного округа, Курский городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Курская городская секция курян-кавалеров ордена А.Невского, и Курская городская общественная организация «Клуб фронтовые подруги», Региональное отделение Курской области общероссийской общественно-государственной организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Курская областная детская общественная организация «Детский Центр мира», Курская областная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», юнармейские Посты городов России, оздоровительный лагерь им. В. Терешковой.


II. Проектировочный:  2-я половина 2014 года – 1-я половина 2015 года

Работа по созданию комплексного образовательного маршрута совместно с социальными партнерами:

Направленность маршрута

Содержание работы

Взаимодействие с социальными партнерами

военно-историческая


- создание совместных проектов с детскими неформальными объединениями и сообществами (историческая реконструкция, ролевые игры);

- разработка интерактивных занятий в музеях Дворца пионеров и школьников  (музей «История Поста № 1 города Курска», «Музей истории Дворца пионеров и школьников», «Музей космонавтики»);

- планирование и разработка мастер-классов для обучающихся представителями Вооруженных сил России;

- планирование и разработка совместных мероприятий с социальными партнерами (Дни воинской славы, участие в акции по установке отличительного знака на памятниках  суворовцев)

Интеграция кадровых и материальных ресурсов

краеведческая

- разработка тематики и маршрутов экскурсий по историческим местам и местам боевой славы;

- координация работы поисковых экспедиций;

- создание экспозиций о суворовцах и нахимовцах Курска в музее Поста № 1


начальной военной подготовки

- создание базы для практических занятий обучающихся на  спортивном комплексе «Полоса препятствий»;

- подготовка базы для практических занятий по стрелковой подготовке в тире;

- создание базы для лазертага;

- совершенствование военно-спортивных игр, подготовка смотров-конкурсов;

- подготовка современных видов занятий физической культурой и спортом



III. Деятельностно-технологический: 2-я половина 2015 года – 1-я половина 2016 года.

Внедрение комплексного образовательного маршрута.


Реализация мероприятий 2-го этапа инновационного образовательного проекта по военно-патриотическому воспитанию.

Межведомственная и межуровневая интеграция кадровых и материально-технических ресурсов

Развитие кадрового потенциала: создание организационных и информационно-коммуникативных условий для повышения квалификации педагогических работников в учреждениях профессионального дополнительного образования и на базе Дворца пионеров и школьников города Курска в рамках стажировочной площадки, а также на площадках Всероссийских семинаров и конференций..

YI. Контрольно-оценочный: 2-я половина 2016 года.

- мониторинг проведенного мероприятия: эффективность условий, эффективность процесса, качество результата.

- трансляция и публикация положительного опыта работы.

Практическое значение результатов проекта заключается в возможности использования опыта проведения и обобщения данных при обновлении содержания патриотического воспитания; при разработке методических рекомендаций, сценариев и учебно-методических пособий к ним. Материалы и выводы могут использоваться при разработке программ патриотического воспитания школьников в образовательных учреждениях города и области.


Имеющиеся результаты:

- эффективная реализация городской целевой  воспитательной программы «Патриот» (2006-2014 годы);

- апробированные общеобразовательные общеразвивающие программы по военно-патриотическому воспитанию;

- сохранность контингента и удовлетворенность образовательными услугами участников образовательных отношений (в структуру Дворца пионеров и школьников города Курска  входят 15 военно-патриотических отрядов, объединяющих 600 подростков, более 450 обучающихся несут Вахту памяти у Вечного огня);

- создан музей «История Поста №1» (2003 г.)

- в 2011 году Пост №1 стал победителем в конкурсе общественного признания «Человек года 2010» «Курская антоновка»  в номинации «Сохранение патриотических традиций Курского мемориала павших в годы войны».


В результате реализации проекта ожидается:

в организационном плане: укрепление системы военно-патриотического воспитания во Дворце пионеров и школьников и в городе Курске:

- приведение нормативно-правовой и организационно-методической базы, системы контроля и оценки деятельности в соответствие с нормативными документами;

- сформированность системы кадровой подготовки и переподготовки педаго- гических работников по военно-патриотическому воспитанию;

- увеличение на 50% контингента обучающихся, вовлеченных в процесс военно-патриотического воспитания;

В учебно-развивающем плане:

- сформированность современного представления у школьников о роли государства в области обороны, вооруженных силах страны и воинской службе;

- повышение уровня физической подготовки школьников, что, в итоге скажется на качестве допризывной подготовки в целом;

- формирование профессионально значимых качеств и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной службы;

- развитие общего кругозора, развитие позитивных личностных качеств: организаторских способностей, ответственности, коммуникативности и формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации, умения адекватной самооценки.

В воспитательном плане:

- повышение уровня знаний о героической истории нашего государства и его вооруженных сил;

- осознание школьниками необходимости в здоровом образе жизни и активном отдыхе;

- сформированный опыт служения Отечеству, основанный на чувстве Родины, проявлениях деятельной любви к ней и готовности в случае необходимости ее защищать;

- сознательное применение требований дисциплины и культуры поведения.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного проекта

Реализация инновационного образовательного проекта предполагается на базе МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», отдела военно-патриотического воспитания, спортивно-краеведческого отдела.

Высокая квалификация педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, участвующих в реализации инновационного образовательного проекта позволяют делать благоприятные прогнозы о реализации проекта в полном объеме.

Материальное – материальная база Дворца пионеров и школьников, комплекс качественного оборудования для организации мероприятий военно-спортивной направленности и по начальной военной подготовке (военно-спортивный комплекс «Полоса препятствий», учебное оружие).

Техническое – компьютерное обеспечение пользователей проекта.

Информационное - использование электронной почты, сайт Дворца пионеров и школьников; наличие доступа в сеть Интернет для организации взаимодействия с образовательными учреждениями, социальными партнерами.

Программное – нормативно-правовое, программное обеспечение.

Кадровое - профессиональные педагогические кадры;

Социальное - совокупный потенциал социальных партнеров.


Планируемое использование средств  гранта: средства гранта планируется использовать для укрепления материально-технической базы, используемой при организации военно-патриотической деятельности, а именно приобретение:

- элементы комплекса  «Полоса препятствий для школьников» – 57000 рублей;

- винтовка пневматическая (2 шт.) для проведения этапа военно-спортивных соревнований (игр) – 10000 рублей;

- пистолет пневматический (2 шт.) для проведения этапа военно-спортивных соревнований (игр) – 4000 рублей;

- корпус  игрового комплекта АК-12LT «ХИЩНИК» для самостоятельной сборки (8 шт.) – 40000 рублей.


Технология реализации инновационного проекта

В качестве концептуальной основы технологии реализации инновационного проекта нами  использованы теоретические ос­нования военно-патриотического воспитания, представ­ляющие собой совокуп­ность системного, дея­тельност­ного, аксиологического, культурологического, компе­тентностного, си­нергети­ческого, управленческо-технологического, ситуационного под­ходов.

Технология реализации инновационного проекта опирается на ключевые составляющие формирования системы военно-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей: учитывать специфику дополнительного образования детей; быть личностно-ориентированной, учитывать особенности личности субъекта образовательной деятельности; стимулировать субъектную активность педагогов, предусматривать интерактивное взаимодействие субъектов в процессе военно-патриотического воспитания, быть результативной.

Реализация инновационного проекта – длительный процесс, в результате которого произойдут существенные изменения во всех сферах жизни Дворца пионеров и школьников: кадры, содержание деятельности, характер взаимодействия с окружающим социумом.


Описание системы действий по воплощению в жизнь идеи проекта.


что  будет происходить в рамках данного проекта

кто будет это осуществлять

как будет это осуществляться

кому конкретно эта деятельность будет адресована

какие ресурсы будут привлечены для получения желаемых результатов

1 этап:

изучение и анализ проблем, создание координацион-ного совета

отдел военно-патриотического воспитания

мониторинг

координационному совету

кадровые

Изучение запросов, интересов школьников

социально-педагогический отдел

диагностика

координационному совету

кадровые

информационно-аналитический отдел

сбор и обработка информации

координационному совету

кадровые

Совместная деятельность

с социальными партнерами

координационный совет

планирование работы, создание организационно-методических документов

общественности, образовательным учреждениям

кадровые, материально-технические


2 этап:

работа по созданию комплексного образовательного маршрута

координационный совет, отдел военно-патриотического воспитания, спортивно-краеведческий отдел

разработка проектов и мероприятий,

интерактивных занятий,

мастер-классов, экскурсий;

создание военно-спортивной базы;

информирование о проекте

общественности, образовательным учреждениям, обучающимся Дворца пионеров и школьников, школьникам города, семьям

кадровые,

методические,

материально-технические


Внедрение комплексного образовательного маршрута, текущий мониторинг проекта


координационный совет, отдел военно-патриотического воспитания, спортивно-краеведческий отдел

реализация  проектов, проведение мероприятий,

интерактивных занятий,

мастер-классов, экскурсий,

использование военно-спортивной базы

обучающимся Дворца пионеров и школьников, школьникам города, семьям

кадровые,

методические,

материально-технические


3 этап:

итоговый мониторинг проекта


социально-педагогический отдел

диагностика

координационному совету


кадровые


информационно-аналитический отдел

Сбор и обработка информации

Диссеминация полученных достижений

информационно-аналитический отдел

Размещение информации на сайте ДПШ, издание методического сборника, информация в СМИ

общественности, образовательным учреждениям, обучающимся Дворца пионеров и школьников, школьникам города, семьям

кадровые



Описание эффектов, достигаемых при использовании проекта

В качестве важнейшего социального эффекта выступает способность Дворца пионеров и школьников как образовательного учреждения  удовлетворять запросы и интересы  потребителей образовательных услуг, главным из которых остается ребенок (обучающийся).

Совершенствование системы повышения квалификации, морального и материального стимулирования лучших педагогов на уровне образовательного учреждения и муниципальном уровне.

Достижение высокого качества образовательных услуг при обновлении содержания образования.

Открытый механизм самообследования и оценивания работы Дворца пионеров и школьников, диссеминация опыта.

Совершенствование проектной культуры педагогов, консолидация коллектива, возможность проявления умения работать в команде.

Повышение престижа Дворца пионеров и школьников, его конкурентоспособности в муниципальной системе образования.


Возможные риски при использовании инновационного проекта и пути их преодоления

Успех  реализации инновационного проекта зависит от следующих факторов:

- от наличия современной материально-технической базы;

- от квалификации педагогов и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;

- от системы взаимодействия с социальными партнерами;

-  при использовании  современных образовательных технологий;

- от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.).



Перспективы дальнейшего инновационного образовательного проекта видятся нам в том, что работа над ним не может быть завершена, т.к. проблема военно-патриотического воспитания  в системе образования и в обществе будет актуальна  всегда.

Наблюдается высокая мотивация педагогов и обучающихся, которые работают в режиме инновационного проекта, формируя свой понятийный аппарат, изучают современные образовательные технологии, рекомендации по проведению массовых воспитательных мероприятий.

Главный результат проекта – атмосфера творчества,  взаимопонимания в коллективе, нацеленность на общий результат и готовность к новым свершениям.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter