День моряка-подводника - 2022
Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Этот профессиональный праздник отмечается всеми военнослужащими, ветеранами, а также гражданским персоналом подводных сил ВМФ России. Несмотря на то, что первые моряки-подводники появились в российском флоте еще в начале XX века, свой профессиональный праздник они обрели только в 1996 году.
19 марта 1906 года указом российского императора Николая II подводные лодки официально вошли в перечень классов кораблей российского флота. Этот же указ, подписанный лично императором, включал в состав отечественного флота первые 20 построенных и закупленных к тому моменту субмарин. Таким образом, наша страна стала одним из первых государств, которые обзавелись собственным подводным флотом. Ровно через 90 лет, в 1996 году, дата 19 марта была выбрана для установления в стране ежегодного профессионального праздника – Дня моряка-подводника.
Таким образом, история российского подводного флота официально насчитывает уже 116 лет. Первой базой российского подводного флота в 1906 году была определена военно-морская база Либава, расположенная сегодня на территории Латвии. Приказом по Морскому ведомству Российской империи новые корабли не только были выделены в самостоятельный класс, но и получали наименование. В те годы их называли «потаенными судами», это название также хорошо отражает характер использования боевых подводных лодок.
При этом идея постройки подводных судов была не нова и впервые появилась еще в XVII веке в Голландии. В России к идее строительства таких судов в 1700-е годы обращался Пётр I. Естественно, что все разработки тех лет были очень примитивны в силу недостаточного уровня промышленного развития стран. Прорывным для подводного флота стал XIX век. В России интересные разработки, которые привели к созданию полноценных подводных судов, относятся именно к этому времени.
В 1834 году в Петербурге на мощностях Александровского литейного завода по проекту военного инженера К. А. Шильдера удалось построить субмарину, которую конструктор вооружил пусковыми ракетными установками. По сути, разработка Шильдера была прообразом ударных субмарин будущего с вертикальным пуском ракет различных классов. В движение подводную лодку приводили 4 специальных гребка, конструкция которых напоминала форму лапок обычной утки. Гребки были расположены попарно с каждого борта лодки, вне прочного корпуса. В движение конструкцию приводили матросы-гребцы. При этом скорость подводного хода такой лодки была серьезно ограничена и не превышала 0,5 км/ч, и это при огромных усилиях со стороны экипажа. В будущем военный инженер рассчитывал оснастить лодку электродвигателем, но прогресс в этой сфере в те годы был настолько медленным, что идея так и не была реализована.
Только спустя полвека русский изобретатель С. К. Джевецкий добился ощутимого успеха в этом направлении. В 1884 году ему удалось установить на борту субмарины собственной конструкции электродвигатель. Это был небольшой мотор мощностью всего в 1 л. с., но само решение было прорывным. Помимо электродвигателя, Джевецкий использовал и совершенно новый для своего времени источник электроэнергии – аккумуляторную батарею. Лодка Джевецкого проходила испытания в Неве, где могла идти против течения реки со скоростью до 4 узлов. Данная субмарина стала первой в мире подводной лодкой, получившей электродвигатель.
Первая же боевая подводная лодка была построена на знаменитом Балтийском заводе в 1903-1904 годах. Это была субмарина «Дельфин», оснащенная бензиновым мотором и электродвигателем. Автором проекта данной подлодки был И. Г. Бубнов. Несмотря на неизбежные проблемы с эксплуатацией нового для флота судна, моряки, которые служили на «Дельфине», с самоотверженностью и энтузиазмом отрабатывали приемы и правила повседневной эксплуатации подобных боевых кораблей, а также приемы боевого применения подводных лодок.
К началу Великой Отечественной войны в составе 4 флотов СССР имелось 212 подводных лодок. Эта война для советского подводного флота стала настоящим испытанием «на прочность».
Подводники советского флота с честью прошли испытания Великой Отечественной войны. За боевые заслуги примерно тысяча моряков-подводников была представлена к правительственным наградам, двадцать моряков-подводников стали Героями Советского Союза.
Мощь подводного флота многократно возросла после начала атомной эры. Субмарины получили новые силовые установки, возможность нести на своём борту и ядерное оружие, что превратило их в настоящих хозяев морских глубин.
Отечественный флот является одним из крупнейших в мире, обладающим широким потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. В состав подводного флота ВМФ РФ входят: дизельные субмарины, атомные многоцелевые подлодки, ракетные подводные крейсеры, субмарины специального назначения.
Профессия моряка опасна и в мирное время. У всех нас на слуху катастрофы, которые произошли в нашем флоте в течение последних нескольких десятилетий. Это и гибель атомной подводной лодки «Комсомолец» ВМФ СССР 7 апреля 1989 года, которая унесла жизни 42-моряков-подводников, и гибель атомохода «Курск» 12 августа 2000 года, унесшая жизни 118 членов экипажа. Эти катастрофы оставили шрамы не только в сердцах моряков, но и простых граждан нашей страны.
Неслучайно моряков-подводников всегда считали представителями одной из самых мужественных, героических и одновременно с этим романтических профессий. Этих людей отличает храбрость, мужество, смелость и беззаветная преданность воинскому долгу. Именно этими качествами и объясняется народная любовь и признание моряков-подводников, которые, погружаясь в пучины Мирового океана, подобны космонавтам, отправляющимся в очередной полет за пределы Земли.