Экологическое воспитание как приоритетное направление деятельности Дворца пионеров и школьников - 2023
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия природы и человека, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.
В связи с этим в настоящее время в образовательных организациях успешно осуществляется процесс пересмотра ряда педагогических позиций и переосмысление некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания.
И здесь одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения к природе, к себе как составной части природы, к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас.
И потому главной целью экологического образования и воспитания во Дворце пионеров и школьников является подготовка такого обучающегося, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. Достижению данной цели способствует подготовка и проведение ряда мероприятий экологической направленности.
В течение многих лет одной из традиционных форм работы Дворца пионеров и школьников по естественнонаучному направлению остаются мероприятия, проводимые в рамках городской воспитательной программы «Горизонты» (руководитель программы Королева В.Н.) и детского экологического марафона «Природа рядом с нами».
В этом учебном году творческие конкурсы были проведены по единой теме «Разнообразие мира животных родного края», в ходе которых его участники знакомились с разнообразием животного мира Курского края.
В марафоне приняло участие более 3,5 тысяч учащихся общеобразовательных учреждений города Курска и Курской области: СОШ№№1,5,7,10,12,14, 15,16,19,20,27,28,29,31,32,35,35,38,39,41,45,48,49,50, 52,54,55,56,57,58,60,61,62; гимназия № 4, лицей № 6, прогимназия «Радуга», Курская православная гимназия, лицей-интернат № 1, школа–интернат №№ 2,3,4, Курская школа «Ступени», реабилитационный центр, Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья, Шумаковская школа; учреждений дошкольного образования №№ 4, 14, 19, 21,31, 69, 76, 84, 134; учреждений дополнительного образования: Дворец детского творчества, Дом детского творчества Железнодорожного округа, «Оберег», «Ритм», КГПК, Курский областной центр туризма.
Активное участие в конкурсах марафона приняли и обучающиеся детских объединений Дворца пионеров и школьников:
- студии «Калейдоскоп», педагог Губанова Е.В. , «Дошкольник», педагоги Харина А.Г., Панюкова Н.В., «ХВЗ», педагог Клягина М.М., «Архитектуры и дизайна», педагог Завьялова Ю.В., «Берегиня», педагог Растороцкая Е.А, «Мозаика», педагоги Романова Л.В., Калитиевская Н.В.
- «Обучение рисованию», педагог Гусарова О.Н.
- «Юный художник», педагог Приходько М.Н.
- «Эколюм», педагог Жабина Р.В
- «Мастерская чудес», педагог Мухина Г.В.
- «Декоративное творчество», педагог Сараева С.А.
- «Керамика», педагоги Растороцкая Е.А., Ермакова Т.А.
- « Букет», «Чаровница» педагог Скатова Н.А.
- «Удивительный английский», педагог Несонова Т.Л.
«Комод», педагог Григорян А.М.
-«Юный исследователь» педагог Балахнина О.И.
Первый конкурс марафона был посвящен домашним животным под общей темой «Усы, лапы, хвост - домашние животные - наши верные друзья!». Главная цель конкурса - обобщение знаний детей о домашних животных, изучение животного мира родного края, обогащение знаний детей о разнообразии животных, обитающих на территории Курской области.
Педагоги и родители, помогающие участникам конкурса в выполнении творческих работ, обращали внимание детей на то, что природа Земли наполнена большим разнообразием фауны, которая всегда волновала и привлекала человека и она нуждается в постоянной заботе и охране.
Творческие работы детей, представленные на конкурс, рассказывали о том, что для всех детей домашние животные не просто предмет восхищения, а лучшие друзья и верные компаньоны, спасение от одиночества и милые лекари. Они любят и холят своих питомцев, ставших родными и самыми верными друзьями.
Участвуя в данном конкурсе марафона, дети познакомились с представителями домашних животных, открыли для себя много интересного, полезного, не изведанного. Важно, что участники марафона замечают это и умеют свое отношение выразить в своих творческих работах.
Конкурс «Чудеса подводного царства» предусматривал знакомство с представителями рек, озер, болот. Детские работы по данной теме отличались интересным замыслом, разнообразием техник исполнения, аккуратностью и пониманием того, что все живое на нашей планете нуждается в защите.
Завершением марафона стал конкурс «Эти удивительные дикие животные», в ходе которого его участники познакомились с представителями животного мира родного края, учились наблюдать за объектами и явлениями живой природы, о чем говорят их творческие работы.
Все детские работы подчеркивали всем известную истину - в судьбе природы – наша судьба. Итогом всех конкурсов были выставки творческих экспонатов, занявших призовые места.
Следует отметить, что позитив и ощущение причастности к миру прекрасного не оставило ни одного зрителя выставки, что, несомненно, вызывало у них желание включаться в природоохранную деятельность через экологические акции и проекты.
Подводя итоги работы за этот учебный год, следует отметить, что и на сегодня остается необходимость в дальнейшей более глубокой разработке содержания, форм и методов работы по экологическому образованию и воспитанию школьников через включение их в проекты и мероприятия городской воспитательной программы «Горизонты».
Данная работа будет продолжена и в следующем учебном году и будет направлена на развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой, а так же эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, на формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг.
https://moydvorec.ru/stati-o-meropriyatiyax/ekologicheskoe-vospitanie-kak-prioritetnoe-napravlenie-deyatelnosti-dvortsa-pionerov-i-shkolnikov-2023#sigProId648ae14d98