Использование краеведческого материала в подготовке и проведении мероприятий городской воспитательной программы «Горизонты» - 2022
Для современных школьников было и остается актуальным познание культурно-исторического наследия родного края, своей малой родины, обеспечивающее формирование личностных универсальных учебных действий: умений учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
В соответствии с планом мероприятий реализации городской воспитательной программы «Горизонты» (руководитель программы Королева В.Н.) в феврале 2022 года была организована и проведена интеллектуальная краеведческая игра «Курск - город древний и вечно молодой», которая посвящалась 1000-летию со дня основания города Курска.
Ведущей целью и главными задачами при подготовке к игре было создание условий для получения школьниками новых социально-значимых знаний об истории и культуре родного края, осмысления ими событий и действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
С учетом эпидемиологических условий, возникающих из-за распространения короновирусной инфекции, в практику взаимодействия с учащимися и педагогами образовательных учреждений при подготовке и проведении мероприятий городской воспитательной программы «Горизонты» используются информационно-коммуникативные технологии с применением приемов дистанционного обучения и воспитания. Такое взаимодействие способствует формированию у школьников собственной гражданской позиции через поисковую и исследовательскую работу, чувства гордости за героическое прошлое нашего города, развитию средствами ИКТ познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков.
Проведение игры в дистанционном формате позволило более эффективно использовать свободное от занятий время детей для того, чтобы провести заочные интересные экскурсии и путешествия по заданным темам, что расширило их представления и знания по истории, культуре, архитектуре родного края, сделало их более конкретными и достоверными.
Такая работа способствовала формированию навыков сотрудничества участников игры с взрослыми и сверстниками, поскольку многие работы были выполнены коллективно.
И здесь задача организаторов интеллектуально-познавательных мероприятий состояла не только в том, чтобы расширить знания учащихся, но и пробудить у них интерес к изучению истории родного края, сформировать ценностные ориентации, заложить основы поисковой активности для осознания краеведческой деятельности. Так решаются познавательные, эстетические, а, в конечном счете, и нравственные задачи воспитания.
Участники игры соревновались в знаниях истории города с древнейших времен, достопримечательностей Курска, страниц военной истории, памятников ратной славы, архитектурного наследия, судеб знаменитых курян.
Игра проводилась по тематическим темам, где необходимо было выполнить задания или самостоятельно отразить свое видение.
Так, в задании «Где эта улица, где этот дом?» необходимо было описать одну из улиц города с дореволюционным и современным названием и один исторический или культурный объект на ней. Участники игры выбрали следующие улицы: Рассыльная, Мирная, Марата, Херсонская, К. Маркса, Ленина, Сонина, А. Аристарховой, К. Зеленко, Радищева, Семёновская, Дзержинского, Чернышевского, Можаевская, М. Горького, отразив историю улицы, её привлекательность в сегодняшние дни.
Во втором задании «Исторические памятники нашего города» участники игры выполнили описание одного запоминающегося для них памятника, расположенного на территории г. Курска. Были отмечены, такие как «Скорбящая мать», «Железнодорожный вокзал», «Римско-католическая церковь Успения Девы Марии», «Памятный знак в честь 700-летия иконы Курской Коренной Божией матери «Знамение», «Курским железнодорожникам», «Е. Зеленко», «Урочище Солянка –памятник жертвам репрессий», «Танкистам – героям Курской битвы», «Ф.Э. Дзержинскому», «К.Рокоссовскому».
В третьем задании «История моего города в лицах и событиях» участники отражали самое значимое для них событие в истории города, связанное с именем выдающегося курянина. Среди знаменитых курян дети отмечали писателей и поэтов, военачальников, композиторов, певцов, архитекторов, геоботаников, астрономов. Не осталось без внимания детей и посещение Курской губернии нашими императорами.
Четвертое задание «Мой город – город великих вдохновений» - эссе, стихотворение или сочинение. Для многих участников разноплановое творение наших курских поэтов и писателей, красота природы, уютные уголки родного края нашло отражение в творческих работах.
И последнее задание «В моем городе – милый для меня уголок», где в фотографиях или рисунках участники игры поделились самым сокровенным для них – любимым уголком.
Итоги игры:
- Гран- при –лицей № 21;
- 1 место – школы №№ 7, 5 15, 29; КОЦТ, лицей-интернат № 1;
- 2 место – школы №№ 61, 18, 51,29, 51; гимназия № 25, лицей-интернат № 1;
- 3 место – школы №№ 51,30, 1, школа-интернат № 4;
- за активное участие в игре отмечены школы №№ 29, 38,57,58, ДПШ.
Целенаправленная работа по организации краеведческой работы позволяет воспитывать у школьников уважительное отношение к своей малой родине, формировать нравственные, эстетические и патриотические ценности, проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и правилах.