«Наша Земля в наших руках» - 2024
«День Земли - это специальное время для того, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как общего дома и ощутить нашу всеземную общность…» (из Обращения ООН к человечеству).
На сегодня существуют два основных периода проведения Дней Земли: в марте и в апреле. В период подготовки к этим датам в большинстве экологических организациях проводятся мероприятия для привлечения внимания общественности к проблемам окружающей среды, которые призваны побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля, к экологическим проблемам, имеющим глобальный или местный характер.
Ежегодно в рамках реализации мероприятий городской воспитательной программы «Эрудит» (руководитель программы Опарина Т.С., члены творческой группы Королева В.Н., Насаев А.И., Насаева Н.В.) планируются и проводятся мероприятия экологической направленности, которые позволяют ее участникам знакомиться с определенными экологическими проблемами нашего региона, природным богатством нашей малой Родины.
В этом учебном году таким мероприятием стала экологическая лично – командная Олимпиада для учащихся 8-9 классов, которая проводилась в целях содействия воспитанию у учащихся ценностного отношения к природе, развитию экологической культуры и компетенций в области экологического образа жизни и бережного отношения к природе.
В вопросах и заданиях Олимпиады ее организаторы обратили внимание на необходимости сохранения и охраны окружающей среды, популяризации научной (научно-исследовательской) деятельности, краеведческих знаний.
В разработке заданий и вопросов приняли участие кафедра географии КГУ (доцент кафедры Лукашова Ольга Павловна, кандидат педагогических наук) и Центрально-Черноземный заповедник (отдел экологического просвещения, начальник отдела Харченкова Людмила Николаевна).
В соответствии с положением о проведении олимпиады она включала 5 разделов по 3 задания в каждом:
- «Заповедный край» (Центрально – Черноземный заповедник);
- «Экологический след»;
- «Отходы в доходы»;
- Экология как комплекс научных знаний;
- Мой экологический выбор (экологический этикет).
В каждом разделе участникам олимпиады предлагалось ответить на теоретические вопросы или выбрать правильное соответствие между вопросом и ответом.
Например, одним из вопросов в первом разделе был видео вопрос от Центрального Черноземного заповедника: «Какое животное попало на фото ловушку на Зоринском участке Центрально-Черноземного заповедника?»; во втором разделе - предлагалось распределить показатели экологического следа на две группы: показатели, увеличивающие величину экологического следа и показатели, уменьшающие величину экологического следа (набор показателей предлагался); в третьем – ответить на вопрос «Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?»; в четвертом - поразмышлять над вопросами «Почему рассмотрение экологических аспектов является непременным условием развития всех биологических наук? Почему экология является основой современного мировоззрения? Почему выполнение экологических требований - непременное условие реализации любого проекта, связанного с практической деятельностью; в пятом – подумать над высказыванием «Экологическая этика - это поступки людей, которые отражают понимание моральных обязательств людей по защите и обереганию окружающей среды. Закончите предложение «Для того, чтобы экономить электричество дома, моя семья могла бы …».
По мнению участников задания и вопросы вызвали у них большой интерес, желание узнавать новое, а главное - полученные знания и приобретенные навыки им будут помогать в освоении школьных предметов естественнонаучной направленности.
В олимпиаде приняли участие:
- СОШ № 10, учитель Музылева Е.В.,
- СОШ № 13, учителя Чернышева Н.Д, Котенко О.В.,
- СОШ № 15, учитель Калугина С.С.,
- СОШ № 16, учитель Логвинова Н.А.,
- СОШ № 29, учителя Черкашина Е.Н., Воинова О.Ю.,
- СОШ № 33, учитель Харланова К.А.,
- СОШ № 57, учитель Яковлева О.М.;
- МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников», педагог дополнительного образования Жабина Р.В.
Ответы на вопросы и выполненные задания оценивает жюри в составе:
- Лукашова Ольга Павловна, доцент кафедры географии КГУ, кандидат педагогических наук;
- Харченкова Людмила Николаевна, начальник отдела экологического просвещения Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. В.В. Алехина;
- Королева Валентина Николаевна, педагог – организатор Дворца пионеров и школьников;
- Харина Анна Геннадьевна, педагог дополнительного образования Дворца пионеров и школьников;
- Насаева Наталья Владимировна, заведующий отделом, педагог-организатор Дворца пионеров и школьников Дворца пионеров и школьников.
Результаты олимпиады будут размещены на сайте Дворца пионеров и школьников и в группе VK «Городская воспитательная программа «Эрудит», а грамоты – будут направлены в образовательные организации.