Научно-практический семинар «Профессиональная ориентация и допрофессиональное обучение школьников в дополнительном образовании детей – путь выбора будущей профессии» - 2019
Проблема профориентации всегда стояла очень остро. Именно в школьный период мы начинаем задумываться о выборе профессии, о месте дальнейшего обучения. В настоящее время перед подростком стоит один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно сегодня он приобретает важный смысл.
27 ноября 2019 года во Дворце пионеров и школьников города Курска в рамках городского Ресурсного центра технической направленности состоялся научно-практический семинар «Профессиональная ориентация и допрофессиональное обучение школьников в дополнительном образовании детей – путь выбора будущей профессии» для заместителей директора по УВР, учителей технологии, информатики, методистов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов. На семинаре присутствовали 75 педагогических работников общеобразовательных учреждений города Курска: № 5, № 8, № 12,№ 20, № 28, № 30, № 31, № 33, № 35, № 39, № 43, № 46, № 49, № 50 № 51, № 54, № 55, № 57, № 61, гимназий № 4, № 25, № 44, лицея № 6 имени М.А. Булатова, лицея № 21, Школы-интерната № 2 г. Курска, педагогические работники Дворца детского творчества, Центра детского творчества, Дома детского творчества Железнодорожного округа, Дворца пионеров и школьников города Курска.
В работе семинаре участвовала профессор кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» Литова Зоя Александровна, которая представила доклад на тему «Формирование профориентационных предпочтений технической направленности в системе дополнительного образования». Она рассказала о деятельности учреждений дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников.
Конструктивным было выступление заведующего кафедрой машиностроительных технологий и оборудования, кандидата технических наук, доцента ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» Чевычелова Сергея Александровича на тему «Создание будущего своими руками – через обучение в «Школе трехмерного моделирования ЮЗГУ». Рассказывая об основных направлениях развития проекта «Инженеры будущего», он акцентировал внимание на применении 3D технологий в промышленном дизайне и машиностроении, архитектуре и строительстве, в медицине, географии, археологии, биологии и химии. А для этого, как было отмечено в выступлении, необходимо воспитание специалистов, обладающих высокими лидерскими качествами, современным инженерным мышлением, способных решать сложнейшие задачи в высокотехнологичных отраслях экономики страны, формирование инженерно-технической элиты. Способствовать решению поставленных задач будут ранняя профориентация, поиск талантливых школьников, их мотивация и поддержка, подготовка высококвалифицированных инженеров высокотехнологичных отраслей.
Профориентационная работа успешно проходит в учреждениях дополнительного образования детей через реализацию дополнительных общеобразовательных программ технической направленности.
В выступлении Малых Жанны Валерьевны, заместителя директора по УВР, педагога-организатора Дворца пионеров и школьников города Курска, «Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников» было подчеркнуто, что современное дополнительное образование детей рассматривается как мотивированное образование, позволяющее ребенку реализовать себя, самоопределиться предметно и в будущей профессии. Активному вхождению в будущую профессию обучающемуся помогают вариативные дополнительные общеобразовательные программы не только технической, но и других направленностей, удовлетворяющие образовательные потребности и запросы обучающихся. Каждая реализуемая во Дворце пионеров и школьников образовательная программа обеспечивает личностный рост ребенка в развитии его способностей, профессионального самоопределения, совершенствования в избранной предметной деятельности.
Дворец пионеров и школьников – инновационное образовательное учреждение. Одним из главных источников инновационного развития являются нормативные документы, из которых важным по тематике проводимого семинара следует отметить Федеральный образовательный проект «Билет в будущее». Реализации цели данного проекта «формирование осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории» было посвящено выступление методиста, педагога дополнительного образования Дворца пионеров и школьников Балахниной Ольги Ивановны. Ее выступление «Федеральный проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» раскрывало ориентированность проекта на то, чтобы дети, а целевая категория проекта – обучающиеся 6-х–11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, получили возможность не просто узнать или увидеть профессию, а именно попробовать ее. Для этого WorldSkills разработал карту компетенций, учебные пособия и онлайн-тренажеры, которые помогают выбрать специализацию, отвечающую трем требованиям: что я хочу, что могу, что требуется в конкретном регионе.
Для участников семинара были проведены мастер-классы педагогами Дворца пионеров и школьников: Диевым Олегом Геннадьевичем, кандидатом технических наук, методистом, педагогом-организатором по теме: «Поддержка педагога в использовании электронных образовательных ресурсов, мобильных устройств в процессе обучения школьников» и Завьяловой Юлией Викторовной по теме «Допрофессиональное становление личности ребенка через формирование архитектурно-проектного мышления»
Диев О.Г. предложил ознакомиться и принять участие в освоении современных информационно-коммуникационных ресурсов (сервисы) с применением смартфонов или планшетов. Это ресурсы предназначены для проведения викторин и тестов. Для работы ученикам на уроках потребуются сотовые телефоны, интерактивная доска и доступ к интернету. Рассматривались такие ресурсы как Kahoot, Quizizz, Plickers.
Большой интерес присутствующих вызвали посещение выставки художественных работ, обучающихся студии «Мозаика» и детского объединения «Основы дизайна и архитектуры», мультимедийная презентация «Готический стиль в архитектуре» и подготовленные трафареты для составления панно в готическом стиле в техниках (коллаж, аппликация). Педагоги творчески включились в работу вместе с педагогом Завьяловой Ю.В., и в итоге получились замечательные рукотворные проекты по архитектуре. Знания, полученные на мастер-классе, пригодятся педагогам в работе с учащимися своей образовательной организации.
В рамках проведенной рефлексии участники семинара высказали положительные отзывы о семинаре, его актуальности и полезности.